Шиповник из семейства розоцветных
Vetkino.ru

Портал садовода

Шиповник из семейства розоцветных

Общие признаки розоцветных. Шиповник.


МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ

Конспект открытого урока по биологии

«Общие признаки розоцветных. Шиповник»

Учитель биологии Чугунова И.К.

Тема: Семейство Розоцветных. Общие признаки. Шиповник

Цель: изучение особенностей строения розоцветных.

-научить школьников выявлять главные признаки семейства Розоцветных;

— раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

— способствовать коррекции недостатков психофизического развития учащихся;

— совершенствование общеучебных и специальных умений;

— развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность, взаимопомощь, товарищество, доброта)

Формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

Методы : Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

Оборудование: Учебные принадлежности, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

Орг. момент. Приветствие.

Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

Учитель: «накопление знаний подобно росту дерева», я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

Исправь ошибки. На доске написаны термины с ошибками: Царство Растиния, отдел Цвятковые, клас Двудольныя,.

Определите признаки двудольных растений и признаки однодольных растений. Заполните таблицу.

Признаки однодольных и двудольных растений .

Основные признаки класса

Кол-во семядолей в зародыше.

Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

— Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

— Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

— Посмотрите на это растение. — Кому оно знакомо? Назовите.

Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы?

Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшийся благоуханной чашей.
Как он прохладен, холоден и чист
Глубокий кубок, полный аромата

Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.
За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья. »
С. Маршак

Читать еще:  Группы пионов по строению цветка

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви — из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

Роза – растение культурное. А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

— Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока: Розоцветные. Шиповник.

Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

Вот некоторые из них

(Демонстрация слайдов) –ответы детей

1. Хоть прячется Алёна 2. В сенокос – горька,

За веточкой зеленой, А в мороз – сладка.

Но красная щека Что за ягодка? (Рябина)

Видна издалека (Яблоня)

3. Будто снежный шар бела, 4. Царицей цветов я зовусь

По весне она цвела, На вид я прекрасна, нежна

Нежный запах источала. Но тронешь меня невзначай

А когда пора настала, Почувствуешь, как я сильна (Роза)

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна (Черёмуха)

5. Вкус у ягоды хорош, 6. Долгоножка хвалится:

Но сорви ее, пойди-ка: — Я ли не красавица?

Куст в колючках, будто ёж, — А всего-то — косточка

Вот и назван … (Ежевика) Да красненькая кофточка (Вишня)

7. Я капелька лета на тоненькой ножке 8. Бусы красные висят,

Плетут для меня кузовки и лукошки Из кустов на нас глядят

Кто любит меня, тот и рад поклониться Очень любят бусы эти

А имя дала мне родная землица (Земляника) Дети, птицы и медведи

9. На сучках висят шары –

Посинели от жары (Слива)

Учитель . Молодцы Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом. Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм. Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные?

(Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?) — деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

Читать еще:  Астры однолетние из семян

Задание. «Дерево, кустарник, трава»

Выполняют в группах. На столах комплекты картинок растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

На доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

Кустарник- шиповник, малина, ежевика

Трава — Земляника, лапчатка, гравилат

Учитель: Все растения, перечисленные вами не очень похожи друг на друга, но почему же их относят к семейству Розоцветных? (ответ ученика)

Объединяющим признаком для растений является строение (формула) цветка.

Розоцветные в этом плане не исключения. Попытаемся определить формулу цветка розоцветных

Обратимся к экрану компьютера, на котором изображен цветок шиповника в разрезе. Какие части цветка можно различить?

-Сколько чашелистиков? 5чашелистиков,
-Сколько лепестков венчика? 5 лепестков,
-Сколько тычинок? много тычинок.
-Что можно сказать о пестике? а на месте, где должен находится пестик, ученики обнаруживают, что пестик – не один, а много.

-Для того, что бы не писать в формуле слово много существует знак: (показ учащимся) ∞. В математике и физике этот знак обозначает бесконечность, а в биологии обозначает слово много.

Какая формула цветка получается? (спросить ученика)

(прикрепляется на доске)

Учитель : Посмотрите на следующий слайд, на котором изображено строение цветка шиповника.

Учитель : Во что превращается пестик(завязь) после опыления?

Учащиеся : В плод.

Учитель : Главные части цветка (пестики и тычинки) располагаются на цветоложе и участвует в образовании плода. То что, обычно, принимают за плод у шиповника, на самом деле является плодом ложным. Настоящие плоды находятся внутри разросшегося цветоложа и называются? (Орешки).

Учитель: На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

На слайдах — картинки растений семейства розоцветные

У каждого ученика на столе –таблица с названиями основных частей растения) – ответ учащихся с записью в тетрадь

-Какова корневая система у всех растений семейства двудольных?

Стебель у шиповника прямостоячий, а у некоторых представителей розоцветных бывает ползучий.

— Какое жилкование листьев у всех двудольных растений? (сетчатое)

— Соцветие — одиночные цветки у шиповника, а бывают разные соцветия.

— Плод шиповника имеют вид ягод с красной мякотью, его принято

Читать еще:  Обработка теплицы серной шашкой польза и вред

называть ложный плод или ложная ягода — новое понятие на доске — хором

А настоящие плоды — орешки- новое понятие на доске — хором, они находятся внутри ложной ягоды.

-Так как же называются настоящие плоды шиповника?

-Посмотрите, у вас на карточке ложная ягода в разрезе, и внутри плоды — орешки. Внутри каждого созревает одно семя.

— Сколько в семени двудольных растений семядолей? (две, запишите в таблицу.

Формула цветка Л5 Т∞ П1 , Ч5 Л5 Т∞ П

Тип плода (костянка, яблоко , семянка)

Таблицу вложите в тетрадь. Дома вклеить таблицу в тетрадь.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – руками три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.

Представителем данного семейства — шиповник.

Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза).

Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов.

Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве

Описание шиповника обыкновенного

Жизненная форма (трава, кустарник, дерево )

Характер стебля ( прямостоячий , вьющийся, ползучий)

Листорасположение ( простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П

Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

Задание 1 (и ндивидуальная работа учащихся с информационной картой)

Подчеркнуть названия тех растений, которые относятся к семейству Розоцветные:

яблоня, черёмуха, капуста, вишня, слива, редис, пастушья сумка груша, абрикос, рябина, малина, земляника, шиповник, роза

(проверка выполненного задания учениками – самооценка учащихся)

Выпишите номера растений, относящихся к семейству Розоцветные.

2. Малина обыкновенная.

4. Капуста белокочанная.

5. Горох посевной.

7. Слива домашняя

8. Груша обыкновенная.

10. Земляника лесная.

Объясните, почему эти слова написаны вместе

— Земляника, малина, гравилат, манжетка ( семейство Розоцветные ).

— шиповник, черемуха, томат , вишня

(растение семейства Пасленовые среди Розоцветных);

— Кристина, загадает загадку, а вы ребята, отгадайте о каком

Царицей цветов я зовусь,

на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай

Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

-Вспомните формулу цветка розоцветных.

Но с семейством розоцветных мы не прощаемся, так как будем знакомиться с представителями этого семейства на следующих уроках.

Подготовить сообщение о значении розоцветных.

Всем – зарисовать шиповник или розу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector